- ФИНЛЯНДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФИНЛЯ́НДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература финского народа. Развивается на финском и шведском языках. Литературе предшествовал, а затем сопутствовал фольклор (в т. ч. руны), оказавший на нее большое влияние. Возникновение финской письменности относится к XVI в. и связано с Реформацией, начавшейся в Финляндии в 1521. Первые печатные книги издал М. Агрикола: «Азбука» (1542), финский перевод Нового завета и Псалтыри. Вплоть до начала XIX в. на финском языке печатались преимущественно церковные книги, предназначавшиеся для крестьян. Узкая сфера применения литературного финского языка надолго задержала его развитие. Рост национального самосознания финнов (находившихся с конца XIII в. до начала XIX в. под шведским господством) заложил в XVIII в. основы развивавшегося в 2040-х гг. XIX в. движения за национальное возрождение фенноманства, один из ранних представителей которого Т. Юслениус. Предпринимались попытки создать грамматику финского языка, словари, описать историю и обычаи финнов. Во 2-й половине XVIII в. распространился просветительский рационализм; движение за национальное возрождение сблизилось с научно-критической мыслью, антифеодальной по своей социальной направленности. При участии Х. Г. Портана в 1770 в г. Або возникло просветительское общество «Аврора», начали издаваться первые газеты. Пробудился интерес к национальной истории, мифологии и фольклору.
Подъему национального самосознания, стремлению преодолеть шведскую культурную гегемонию способствовало отделение Финляндии от Швеции и присоединение ее в 1809 на правах автономии к России (до 1918). Литература 1-й половины XIX в. развивалась в основном под знаком просветительских традиций. Я. Ютейни, К. А. Готлунд обращались непосредственно к народу, крестьянству. В литературе на шведском языке возникло романтическое направление («туркуский романтизм» 1020-х гг., в отличие от «хельсинкского романтизма» 3040-х гг.); наиболее прогрессивное течение в нем представлено А. И. Арвидсоном, с литературно-общественной деятельностью которого связано т. н. «первое национальное пробуждение» в Финляндии. Романтики издавали журнал «Mnemosyne» (18191823). В 1830 в Хельсинки возник литературно-философский кружок «Субботняя беседа». Практическим шагом членов кружка было создание в 1831 «Финского литературного общества» (существующего поныне), содействовавшего собиранию фольклора, публикации литературных произведений, развитию периодики. Фольклорист Э. Лёнрот, издатель первого литературного финского журнала «Mehiläinen» (1836 1837, 1839 1840), опубликовал народный эпос «Калевала» (1835, расширенная ред. 1849), имевший большое значение для развития финского языка. На протяжении многих десятилетий он питал творчество писателей сюжетами и образами. Выдающуюся роль в истории финской культуры сыграли также поэт Й. Л. Рунеберг, философ, публицист и критик Ю. В. Снельман.
В результате борьбы финских прогрессивных сил в конце 5070-х гг. Финляндия добилась социально-экономических и культурных реформ. Расширилась сфера употребления финского языка, возникли новые журналы и газеты. Основоположник новой финской литературы, зачинатель национальной драматургии и романа А. Киви. В его творчестве проявились реалистические тенденции в изображении народной жизни. Значительным событием стали также исторические романы Ц. Топелиуса, поэзия и драматургия Й. Ю. Векселля, писавших по-шведски. В конце 70-х гг. выдвинулся К. Крамсу, чья поэзия имеет социальную направленность (исторические баллады о мятежных героях т. н. дубинной войны).
В 8090-х гг. реализм стал главным направлением: Минна Кант, Ю. Ахо, А. Ярнефельт, Ю. Эркко, К. Лейно, Т. Паккала, К. А. Тавастшерна и др. Реалисты входили в группу «Молодая Финляндия» и основали ряд периодических изданий (в т. ч. «Nuori Suomi», 18911940), где отстаивали социально-критическое направление в искусстве (статьи Ахо, К. Лейно и др.). Появились новые темы: жизнь городской бедноты, борьба рабочих за свои права, угнетенное положение трудящейся женщины, земельный голод и разорение мелких арендаторов. Больших успехов реализм достиг в прозе и драматургии. Пьесы Кант «Жена рабочего» (1885) и «Дети горькой судьбы» (1888) стали заметными общественными событиями и вызвали острую полемику.
В начале XX в. в финском обществе произошли глубокие социальные сдвиги, что повлияло на формирование разных литературных направлений. Неоромантизм, возникший еще в конце XIX в., представлен крупнейшим финским лириком Э. Лейно, а также Ё. Линнанкоски, Л. Онерва, В. Килпи и др. Прогрессивные тенденции в неоромантизме связаны с общедемократическим подъемом в Финляндии начала XX в., с революционным движением 1905 1907. Для неоромантиков характерны преобладание лирики над эпическими жанрами, поворот от повседневности к исключительному и фантастическому, широкое использование фольклорно-мифологических сюжетов, тяготение к монументальной символике образов. Пролетарская литература тесно связана с рабочим движением. За сравнительно короткий срок произошло пробуждение финских рабочих к политической и культурной жизни. Развивается социалистическая печать; возникли рабочие клубы, способствовавшие зарождению рабочего театра, традиции которых живы поныне. Среди поэтов выделяются К. Каатра, К. Ахмала. В ряды участников революционных событий 1917 1918 в итоге сложного духовного развития пришел прозаик Майю Лассила, автор юмористических повестей и комедий, в которых высмеивал мелкобуржуазную психологию.
В реалистическом направлении развивалось творчество Марии Йотуни, Й. Лехтонена, И. Кианто, хотя неверие в возможность революционных преобразований и утрата исторической перспективы привели их к пессимизму. В атмосфере политической реакции, наступившей в 1918 после победы в Финляндии контрреволюционных сил, социально-критическое направление ослабло. В творчестве Ф. Э. Силланпя социальную концепцию человека вытеснил биологизм, «природная первооснова», казавшаяся писателю единственно существенной и непреходящей; в романе о событиях гражданской войны «Праведная бедность» (1919) он выразил сочувствие жертвам белого террора. В 20-х гг. возникло экспрессионистское течение, к которому примкнули литераторы, пишущие на шведском языке (Э. Сёдергран, Э. Диктуниус и др.); на финском языке близкая к экспрессионистам группа т. н. «пламеносцев», или «факельщиков», в настроениях которой отразились растерянность и смутные иллюзии нового поколения творческой интеллигенции после поражения революции. Левое крыло обратилось к общественным проблемам: поэзия К. Вала, повести П. Хаанпяя 30-х гг. Против активизировавшихся в 30-х гг. фашистских элементов левые культурные силы объединились в группу «Кийла»: А. Туртиайнен, Эльви Синерво и др. В 1-й трети XX в. мировую известность получила т. н. финская (или историко-географическая) школа в фольклористике (основатели Ю. Крун и К. Крун). С 1921 выходит журнал по фольклористике «Kalevalaseuran vuosikirja», с 1929 «Kirjallisuudentutkijain seuran vuosikirja».
После окончания 2-й мировой войны 1939 1945 в результате общей демократизации жизни в Финляндии возникла благоприятная атмосфера для развития национальной культуры. Наряду с распространением, преимущественно в поэзии, модернистских течений в прозе преобладал реализм, новый расцвет пережил социальный роман. Выделяется публицистика Хеллы Вуолийоки и О. Паволайнена; широкий общественно-литературный резонанс получили романы В. Линны. Антивоенная проблематика в центре романов и документальных книг П. Ринтала, острая социальность присуща произведениям А. Эйкия, М. Ларни, Хельви Хямяляйнен, В. Мери, Эвы Йоэнпелто. Значительным событием в реалистической драматургии явились пьесы Вуолийоки, завершающие начатый ранее цикл пьес о женщинах Нискавуори.
С 1897 в Финляндии существует Союз писателей. С 1951 издается литературный журнал «Parnasso». В 1972 на марксистской идейной основе возник «Союз работников культуры», в который входят также писатели. Союз имеет журнал «Kulttuurivihkot» (с 1973).
Издания:
Финская драматургия XIXXX вв., Л. М., 1960;
Поэзия Финляндии, М., 1962;
Финские повести XIXXX вв., Л., 1970;
Изд. серии «Библиотека финской литературы», М., 1979 1981 (изд. продолжается).Литература:
Карху Э. Г., Финляндская литература и Россия (18001900), ч. 12, Тал. М. Л., 1962 1964;
его же, Демократия, литература современной Финляндии, Петрозаводск, 1966;
его же, Очерки финской литературы начала XX в., Л., 1972;
его же, История литературы Финляндии, Л., 1979.Э. Г. Карху.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.